Неточные совпадения
На одной было заглавие: «
Философия, в смысле науки»; шесть томов в ряд под названием: «Предуготовительное вступление к теории мышления в их общности, совокупности, сущности и во применении к уразумению органических
начал обоюдного раздвоения общественной производительности».
— Совет невежды! В тот век, когда Бергсон
начинает новую эру в истории
философии…
Диомидов выпрямился и, потрясая руками,
начал говорить о «жалких соблазнах мира сего», о «высокомерии разума», о «суемудрии науки», о позорном и смертельном торжестве плоти над духом. Речь его обильно украшалась словами молитв, стихами псалмов, цитатами из церковной литературы, но нередко и чуждо в ней звучали фразы светских проповедников церковной
философии...
Так, как в математике — только там с большим правом — не возвращаются к определению пространства, движения, сил, а продолжают диалектическое развитие их свойств и законов, так и в формальном понимании
философии, привыкнув однажды к
началам, продолжают одни выводы.
Философская фраза, наделавшая всего больше вреда и на которой немецкие консерваторы стремились помирить
философию с политическим бытом Германии: «Все действительное разумно», была иначе высказанное
начало достаточной причины и соответственности логики и фактов.
Философия нового времени,
начиная с Декарта, была в известном смысле более христианской, чем средневековая схоластическая
философия.
За это время я
начал писать, написал свою первую статью и первую книгу «Субъективизм и индивидуализм в общественной
философии».
В самом
начале 18 года я написал книгу «
Философия неравенства», которую не люблю, считаю во многом несправедливой и которая не выражает по-настоящему моей мысли.
Уже категория бытия, которая играет такую роль в истории
философии,
начиная с Греции, есть продукт объективации мысли.
Впрочем, и сам Галактион
начинал уже терять сознание разницы между промышленным добром и промышленным злом. Это делалось постепенно, шаг за шагом. У Галактиона
начинала вырабатываться
философия крупных капиталистов, именно, что мир создан специально для них, а также для их же пользы существуют и другие людишки.
Я был первым и до сих пор остаюсь практически единственным человеком, который обнаружил эту главную ошибку современной
философии; я показал, что все философы (за исключением Лейбница),
начиная с Декарта и его последователя Спинозы, исходили из принципа разрушения и революции в отношении религиозной жизни, из принципа, который в области политики породил конституционный принцип; я показал, что кардинальная реформа невозможна, если только она не будет проходить и в
философии и в политике.
Она
начала образовываться лишь в 80-е годы, когда
начал выходить журнал «Вопросы
философии и психологии».
Для
философии истории Хомякова очень важно, что он веру считал движущим
началом истории.
Этим проникнута его критика отвлеченных
начал, его искание целостного знания, в основании знания, в основании
философии лежит вера, самое признание реальности внешнего мира предполагает веру.
Более плодотворно было у нас влияние Шеллинга на религиозную
философию начала XX в.
И Н. Лосский, и С. Франк, в конце концов, переходят к христианской
философии и входят в общее русло нашей религиозно-философской мысли
начала века.
В России в
начале века
философия, которая очень процветала, приобретала религиозный характер, и исповедание веры обосновывалось философски.
Некоторые марксисты, оставаясь верными марксизму в социальной сфере, с самого
начала не соглашались быть материалистами в
философии, они были кантианцами или фихтеанцами, т. е. идеалистами.
В XVIII в. и в
начале XIX в. у нас настоящей
философии не было, она находилась в младенческом состоянии [См.: Г. Шпет.
Основная тема русской мысли
начала XX в. есть тема о божественном космосе и о космическом преображении, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека и смысле культуры; тема эсхатологическая, тема
философии истории.
Вся новая
философия,
начиная с Декарта и кончая неокантианцами, отрицает необходимость посвящения и приобщения для стяжания знания, гнозиса, и потому тайны бытия и таинства жизни для
философии закрываются.
Теория Гарнака о том, что догматы были рационализацией христианства, интеллектуализмом, внесением
начал греческой
философии, опровергается всей историей Церкви, которая учит, что все догматы были мистичны и безумны, опытны и для разума человеческого антиномичны, ереси же были рационалистичны, человеческим разумом устраняли антиномичность, были выдумкой человеческой.
Отвлеченные философы считают доказанным и показанным, ясным и самоочевидным, что
философии следует
начинать с субъекта, с мышления, с чего-то безжизненно формального и пустого; но почему бы не
начать философствовать с кровообращения, с живого, с предшествующего всякой рациональной рефлексии, всякому рациональному рассечению, с органического мышления, с мышления как функции жизни, с мышления, соединенного с своими бытийственными корнями, с непосредственных, первичных данных нерационализированного сознания?
Столь исключительное торжество лакейско-полицейских
начал в
философии становится утомительным и оскорбительным.
Если понимать принцип критицизма формально, как исследование природы познания, то критическая
философия начала свое существование задолго до Канта: критикой познания занималась еще греческая
философия и всякая настоящая
философия непременно критическая.
Даже германский идеализм
начала XIX века, идеализм Фихте, Гегеля и Шеллинга, при всей своей творческой мощи не в силах был справиться с этими роковыми для всякой
философии проблемами.
Критическая
философия начинает с убийства, с рассечения, и это преступление называет критическим мышлением, преодолением догматизма.
— Послушайте, —
начал Салов тоном явного сожаления, — я буду с вами говорить о
философии, а вы будете мне приводить доказательства из катехизиса.
В чем собственно состоял гегелизм, Зинаида Ираклиевна весьма смутно ведала; но, тем не менее, в обществе, которое до того времени делилось на масонов и волтерианцев,
начали потолковывать и о
философии Гегеля [Гегель Георг-Вильгельм-Фридрих (1770—1831) — великий немецкий философ.], слух о чем достигнул и до Егора Егорыча с самых первых дней приезда его в Москву.
Помпадур понял это противоречие и, для
начала, признал безусловно верною только первую половину правителевой
философии, то есть, что на свете нет ничего безусловно-обеспеченного, ничего такого, что не подчинялось бы закону поры и времени. Он обнял совокупность явлений, лежавших в районе его духовного ока, и вынужден был согласиться, что весь мир стоит на этом краеугольном камне «Всё тут-с». Придя к этому заключению и применяя его специально к обывателю, он даже расчувствовался.
Рассуждения, несомненно, прекрасные; но то утро, которое я сейчас буду описывать, являлось ярким опровержением Пепкиной
философии.
Начать с того, что в собственном смысле утра уже не было, потому что солнце уже стояло над головой — значит, был летний полдень. Я проснулся от легкого стука в окно и сейчас же заснул. Стук повторился. Я с трудом поднял тяжелую вчерашним похмельем голову и увидал заглядывавшее в стекло женское лицо. Первая мысль была та, что это явилась Любочка.
— Мелюдэ… Физиологи делают такой опыт: вырезают у голубя одну половину мозга, и голубь
начинает кружиться в одну сторону, пока не подохнет. И Мелюдэ тоже кружится… А затем она очень хорошо сказала относительно подлецов: ведь в каждом из нас притаился неисправимый подлец, которого мы так тщательно скрываем всю нашу жизнь, — вернее, вся наша жизнь заключается в этом скромном занятии. Из вежливости я говорю только о мужчинах… Впрочем, я, кажется, впадаю в
философию, а в большом количестве это скучно.
Больше всего он любит сочинения по истории и
философии; по медицине же выписывает одного только «Врача», которого всегда
начинает читать с конца.
Он гордо
начинал переговаривать с новой наукой, и она часто подделывалась под его язык; романтизм, снисходя к ней,
начинал какую-то романтическую
философию, но никогда не доходил до того, чтоб с ясностию изложить, в чем дело.
И убеждал себя в противном. Ему трудно было говорить с ней ещё и потому, что она почти не знала даже азбуки общепринятых взглядов. Нужно было
начинать с основ, и её настойчивые вопросы: почему? зачем? — постоянно заводили его в дебри отвлечённостей, где она уже совершенно не понимала ничего. Однажды, утомлённая его противоречиями, она изложила ему свою
философию в таких словах...
Обладая громадною памятью, он вооружался и
философией, и историей, и социологией, сыпал цитатами и, в конце концов, сам
начинал верить своей быстро возникшей теории.
— Так нельзя, Ираклий… Понимаешь? Ты скоро, пожалуй, кусаться
начнешь. А еще умный и начитанный человек,
философию учил…
Тогда в сфере мысли «испугались всесильного господства
начал разума, которое провозгласила материалистическая
философия XVIII века; в сфере практической жизни и политики — самодержавия народа, которое провозгласил Руссо.
Итак, Берсенев — весьма хороший русский дворянин, воспитанный в
началах долга и пустившийся потом в ученость и
философию.
Однако для Бога в Его промышлении о мире всемогущество не существует только как власть, в качестве «отвлеченного
начала» [Термин В. С. Соловьева, под которым он понимает ложные и бесплодные принципы современной ему западной
философии.
Настоящим отцом отрицательного богословия в христианской
философии и мистике является таинственный автор (как обычно полагают,
начала V века), творения коего предание приписывает Дионисию Ареопагиту [По гипотезе Ш. Нуцубидзе и бельгийского ученого Э. Хонигмана, автором «Ареопагитик» является грузинский мыслитель Петр Ивер.
Итак, на эмпирической поверхности происходит разложение религиозного
начала власти и торжествует секуляризация, а в мистической глубине подготовляется и назревает новое откровение власти — явление теократии, предваряющее ее окончательное торжество за порогом этого зона [Термин древнегреческой
философии, означающий «жизненный век», «вечность»; в иудео-христианской традиции означает «мир», но не в пространственном смысле (космос), а в историческом и временном аспекте («век», «эпоха»).]
Т. 1. С. 140).], и, чтобы не подвергнуться очистительной и убийственной карме [Карма — букв.: «деяние», «поступок» — одно из главных понятий индийской
философии, обозначающее в самом широком смысле совокупность всех человеческих поступков и их последствия в его последующих существованиях.] дальнейшего диалектического процесса, на который обречено отвлеченное от всякого содержания или окачествования бытие у Гегеля, надо с самого же
начала спасти его от превращения в ничто определенным что.
Вот почему проблема реальности внешнего мира представляет такой тяжелый крест для идеалистической
философии, ибо эта реальность недоказуема мыслительными средствами, она только ощутима чувственностью, и в этом же состоит причина нерасторжимости логического и алогического
начал, столь характерной для всего бытия.
И это потому, что здесь, в этом вопросе, достигается предел
философии, кончается область логического выведения
начал.
Безбожной
философии, не признающей божественной тайны, приходится или вовсе обойти этот вопрос, как это, в сущности, и делает вся новая
философия, или же маскировать его неразрешимость, т. е. апеллировать к иррациональному, логически не дедуцируемому
началу (Гартман и Шопенгауэр).
Перед самым
началом войны 1914 г. между обоими направлениями наметилось некоторое сближение, которое, по-видимому, и стало бы «магистральной линией» развития русской
философии, если бы развитие это не было прервано разразившейся в 1917 г. катастрофой.
Это через аристотелевскую
философию превратили Бога Библии в чистый акт и исключили из него всякое внутреннее движение, всякое трагическое
начало.
Ложное гипостазирование космических
начал, сил, энергий, качеств глубоко противоположно персоналистической
философии и порабощает человеческую личность космической иерархией.
Греческая
философия хотела открыть в человеке высшее, устойчивое, возвышающееся над изменчивым миром разумное
начало.